Современный рынок устройств обработки гитарного звука включает в себя множество разнообразных эффектов. Начинающий гитарист легко может запутаться при выборе нужной ему «примочки». В этой статье мы поможем разобраться с основными типами устройств и брендов. И будем отмечать педали, которые на наш взгляд, достойны внимания.
Для начала стоит разобраться с тем, откуда возникает звук после того как мы бьем медиатором о струны. Гитарный усилитель – устройство, в который поступает сигнал с самой гитары. Он состоит из двух частей: усилитель мощности и предусилитель с регулировками звука. Если усилитель выполнен в формате отдельного устройства, в простонародье его называют «голова». Динамики в отдельном корпусе называют «кабинет». Если усилитель и динамики объединены в одном устройстве, его называют комбо-усилитель. В условиях живой сцены или студийных работ, динамик гитарного устройства подзвучивается инструментальным микрофоном.
По принципу искажения звука устройства бывают: транзисторные, ламповые и цифровые. Естественно, и транзисторная, и ламповая аппаратура имеют свои достоинства и свои недостатки. На эту тему можно написать целую статью, но тут отметим одно - гитарной классикой является ламповый усилитель, а транзисторные все же только стараются повторить ламповый звук (причем у них это неплохо получается). Что же касается любителей новшеств – в их распоряжении находится богатейший арсенал цифровых «примочек», которые позволяют извлекать из гитары совершенно неожиданные звуки.
Итак, сердце любого звука – усилитель + кабинет + микрофон. Но так же, как у сердца есть вены и артерии, так и у каждого гитариста и звука его гитары, есть своя цепочка приборов, по которой можно пропустить различные эффекты. Разберем самые распространенные из них.
Педали перегруза - искажают звук чистого канала вашего гитарного усилителя, самые распространенные из них – это педали Distortion и Overdrive. В большинстве случаев педали перегруза имеют регулировку степени искажения сигнала (Gain), и регулировки тона или эквалайзера, с помощью которых можно настроить тембральный окрас звука. Overdrive это легкая форма Distortion, умеренный перегруз, добавляющий драйва. Distortion же по своей природе более агрессивный звук, часто используется в более тяжелых стилях музыки, но при низком уровне ручки Gain, может звучать и более умеренно, что делает этот звук более универсальным.
Предусилители (Preamp) - устройства, которые помимо перегруженного канала включают в себя собственный чистый звук. Предусилители подключаются напрямую в усилитель мощности, минуя «родной» предусилитель. Для этого в имеющемся у вас гитарном усилителе должно присутствовать гнездо Return (разрыв между встроенным предусилителем и усилителем мощности). Такие устройства более удобны и универсальны в использовании с разными гитарными усилителями, и позволяют всегда иметь «свой» звук. Некоторые предусилители имеют выход CabSim – эмулирующий звук гитарного кабинета, что позволяет при необходимости подключаться к обыкновенной акустической системе, без использования гитарного усилителя вовсе. В некоторых «сложных» ситуациях, это отличный способ добиться приемлемого звука.
Booster (Педаль громкости) – устройство, благодаря которому можно изменять уровень сигнала нажатием одной кнопки. Данную педаль можно поставить вначале цепи, тогда будет меняться уровень сигнала звукоснимателя. Можно поставить ее после эффектов обработки, и тогда она будет управлять громкостью всего сформированного звука (срезается линейная громкость и не теряется уровень перегруза). Такой педалью удобно пользоваться, если надо быстро выдвинуть гитару на передний план во время соло.
Compressor - компрессор поджимает звук, делает более выделенную атаку, либо наоборот позволяет сделать звук более грязным. Изменение длины звука (Sustain), делает звук более длинным, а значит можно настроить звук так, чтобы он читался в миксе. Компрессор как правило имеет регулировки степени компрессии, атака и сустейна.
Equalizer - эквалайзером ты можешь подправить звук так, чтобы исключить частотные конфликты с остальными участниками коллектива, или выделить нужные тебе частоты и тем самым добиться нужного звучания микса. Как правило – настройка эквалайзера есть в самом усилителе, но возможности такой педали на много выше.
Когда звук перегрузился и прошел обработку эквалайзером и компрессором, он должен обрести какую-то «ауру». С этим нам помогут модулирующие эффекты окраса:
Reverb - создает эффект помещения
Delay – эффект, позволяющий получить характерные хвосты, повторения. Delay лучше использовать с привязкой к темпу трека, и ставить его нужно в самом конце цепи, чтобы он не создавал кашу.
Chorus – эффект хора, накладывает на исходный сигнал его собственные копии с микро-сдвигом по времени. Chorus звучит по-разному, если подключен в разные места.
Phaser - ближе по характеру к Chorus. Он фильтрует сигнал с созданием серии минимумов и максимумов в его спектре, положение которых постоянно меняется. Это помогает создать специфический круговой эффект.
Flanger – имеет чуть более летающий звук, чем у эффекта Chorus.
Tremolo – эффект амплитудного вибрато, дает характерное пульсирующее звучание.
Pitch Shifter - эффект, который прыгает на октаву вверх или на другие интервалы, эту педаль можно ставить второй после квакушки.
Wah-Wah – звуковой эффект, который позволяет динамически изменять тембр. По своему устройству, данная педаль представляет собой параметрический фильтр, у которого изменяется центральная частота пика при нажатии педали. самая знаменитая педаль эффекта Wah-Wah это Cry Baby, Джимми Хендрикс начинал с неё. У нее есть кнопка включения, пока она включена, она дает определенный подкрас, Led Zeppelin много где так играли. А есть оптические педали – у них как у компьютерной мышки двигается кнопочка по плоскости, такую педаль не надо включать и это очень удобно. То есть тебе надо определенную долю секунды зажать, использовать эффект и ты без проблем это делаешь.
Итак, сформированный пучок звука у тебя оброс эффектами, далее звук ушел в кабинет, но получились какие-то шумы. Для таких случаев, есть педали постобработки. К ним относятся:
Noise Gate (шумоподавитель) - это педаль, которая срезает планку шума. Есть педали «умные», которые отделяют полезные сигналы от неполезных и таким образом, у тебя ничего не фонит. Такие педали очень распространенные среди продвинутых музыкантов.
Post scriptum: На самом деле сначала надо найти себя в жанре, посмотреть какими педалями и звукоснимателями пользуются музыканты, которых ты пытаешься переигрывать. Смешать уникальные звуки из эффектов – что может быть лучше? Экспериментируйте, ищите свой звук.